Феномен медиапоэзии: использование мультимедийных технологий в современном поэтическом жанре
Дмитрий Акулич

"Искусство сто лет назад и искусство сейчас – это не то, что нужно сравнивать, это то, чем нужно продолжать восхищаться"

Мир трансформируется, развивается, он – буквально живой организм. Поколения сменяются, взгляды разнятся, тренды обновляются с невероятной скоростью. Есть базовые вещи, которые стабильно присутствуют в жизни человека, несмотря на век, в котором он родился, например, работа, образование, искусство. Но каждая из этих сфер приобретает со временем все новые и новые формы. Человек, рождается в определенный момент, и для него странно и удивительно, что когда-то было по-другому. С течением десятков лет этот же человек снова удивляется, что то, что ему так привычно, вдруг видоизменяется. Так в обществе рождаются противоречия, осуждения и возгласы по типу «раньше было лучше». Но является ли это объективным? Безусловно нет. Остановимся на области современного искусства, которое до сих пор не воспринимается некоторыми людьми серьезно. Ведь по их мнению, подлинное произведение искусства – это «жесткая» классика, великие творцы и тонкий духовный смысл. Сейчас, в эпоху цифровизации, развития мультимедийных технологий и популяризации социальных сетей, все стремится быть с ними сопричастным. Иначе просто невозможно иметь устойчивость. Способность приспосабливаться закладывается природой. Чтобы жить в стабильности и безопасности, нужно чувствовать среду, в которой ты находишься, знать своих конкурентов и актуальную повестку дня. Многие считают, что подстраиваться под новую реальность равно кардинально менять себя, свои интересы и ценности, теряя свою уникальность, но это не так. Индивидуальность наоборот повышает свою значимость, а менять необходимо лишь свои паттерны поведения и рабочие инструменты, которые развиваются вместе с миром технологий. Искусство – также живой элемент всей системы мира. Искусство сто лет назад и искусство сейчас – это не то, что нужно сравнивать, это то, чем нужно продолжать восхищаться. Современное искусство действительно все чаще обращается к мультимедиа, социальным сетям и старается развиваться согласно трендам, а иногда их создавать, ведь оно – есть неиссякаемый источник вдохновения. Искусство дышит тем воздухом, которым дышит современное поколение, поэтому и рождаются новые форматы, смыслы, направления. Это естественный процесс, который всегда актуально изучать глубже.

"Искусство дышит тем воздухом, которым дышит современное поколение, поэтому и рождаются новые форматы, смыслы, направления"

Современная литература как отдельный вид искусства, а если брать еще конкретнее, то медиапоэзия – это что-то значительно новое, усовершенствованное, модное. Ее можно назвать активно развивающимся в настоящий момент, но при этом малоизученным литературным феноменом, опять же по причине несерьезного к ней отношения. По словам Елены Демидовой, «медиапоэзия – это направление в современном искусстве, когда в художественном произведении медиа средства и технологии неотделимы от поэтического высказывания, влияют друг на друга». В таком случае действительно ли мультимедийные технологии стирают глубину творчества и обесценивают его? Предположительно, найдутся те, кто скажет «да». Но если взглянуть на ситуацию под другим углом, то ответ на вопрос будет противоположным. Если оставить литературу нетронутой современными технологиями, будет ли она также цеплять внимание людей, как раньше? Современная аудитория – это быстрый темп, сверхдоступность, богатая насмотренность. Человек перенасыщен информацией, ему кажется, что он слышал, видел, знает все, и его ничем не удивить. Искусство больше не для избранных. В связи с этим, даже если чье-то творчество будет поистине гениальным, оно в первую очередь должно чем-то зацепить, заинтересовать. По сути, мультимедийные технологии не перекрывают искусство, они дают ему возможность обратить на себя внимание, что можно заменить словосочетанием «фактор успеха» в современном мире. Чтобы проникнуть глубоко в душу читателей, поэзии, как и любому другому виду искусства, необходимо воздействовать желательно сразу на все чувственные аспекты. Из чего следует вывод, что не медипоэзия какая-то не такая, а восприятие мира иное. Лучше оно или хуже прежнего, в любом случае судить будет каждый из своей призмы и опыта. Но то, что оно имеет свои особенности – это факт, и то, что любая сфера будет под него подстраиваться – тоже данность. «Что и требовалось доказать».


Развитие новых медиа порождает новые направления в поэзии. Но интересно отметить тот факт, что медиапоэзия существовала и раньше, только использовала те инструменты, которые были доступны в то или иное время. Например, в начале 20 века авторы использовали такую возможность печати, как разновидность шрифтов. А один из наиболее значимых русских поэтов прошлого века Владимир Маяковский экспериментировал с графикой, с перфомансом, у него были театрализованные выступления. Сейчас возможностей стало гораздо больше, что послужило причиной зарождений таких поэтических направлений, как видеопоэзия, саунд-поэзия, чат-поэзия, интерактивная поэзия, 3D-поэзия и другие.

Видеопоэзия

Развитие новых медиа порождает новые направления в поэзии. Но интересно отметить тот факт, что медиапоэзия существовала и раньше, только использовала те инструменты, которые были доступны в то или иное время. Например, в начале 20 века авторы использовали такую возможность печати, как разновидность шрифтов. А один из наиболее значимых русских поэтов прошлого века Владимир Маяковский экспериментировал с графикой, с перфомансом, у него были театрализованные выступления. Сейчас возможностей стало гораздо больше, что послужило причиной зарождений таких поэтических направлений, как видеопоэзия, саунд-поэзия, чат-поэзия, интерактивная поэзия, 3D-поэзия и другие.

Саунд-поэзия

Под саунд-поэзией обычно понимается промежуточная художественная форма между литературной и музыкальной композицией, в которой на первый план выдвигается именно акустический аспект и акустические возможности речи. Но важно понимать, что в этом направлении поэзии звук наделяет поэтический текст новыми смыслами, а не просто записывается стихотворным слогом.


HOMO SONORUS. Международная антология саунд-поэзии / Сост. и общая редакция Дмитрия Булатова. — Калининград: Государственный центр современного искусства — Калининградский филиал, 2001. 440 с.
Чат-поэзия

Чат - это популярный текстовый способ общения, соединяющий в себе построчный текст и обычно какую-то «сцену», переживания, историю. Чат-поэзия - это создание творчества в моменте диалога, где поэтический текст составляют не только слова, но и стикеры, аудиовизуальные элементы и другие возможности чата.

Интерактивная поэзия

Объединяет поэзию и компьютерную игру, в которой читатель/игрок может сам определять путем выбора дальнейшее развитие вербального поэтического текста.

3D-поэзия

Здесь медиапоэзия обретает материальную облик и трёхмерную форму.

3D-поэзия Александра Заполя
Медиапространство – это отправная точка к успеху для молодых авторов в современном мире; то, что позволяет заявить о себе, собрать поклонников своего творчества и продвигать его через актуальные инструменты. Сейчас на пике популярности находится видеоконтент, присутствующий практически на всех медиаплощадках, а именно сюжетные клипы на несколько десятков секунд, также внимание аудитории цепляют видео с использованием качественного монтажа. Это направление уже стало трендом, который активно развивается и трансформируется под запросы зрителей. Эмоциональная составляющая, оригинальные идеи и креативная подача становятся ключевыми аспектами успеха в медиапространстве. Все это можно использовать в целях продвижения направления медиапоэзии в массы, делая её более доступной и привлекательной для широкого круга людей.

В начале пути любому автору достаточно начать с концептуального видео, снятого на телефон. Это дает возможность сразу протестировать идеи, понять отклик аудитории и получить обратную связь, которая поможет совершенствовать контент. В ближайшем будущем, такие инструменты, как перформансы, виджеинг, мэппинг, 3D-технологии и голограммы смогут позволить вывести поэзию в совершенно новые области, делая её частью цифрового искусства и мультижанровых проектов. Такое пересечение жанров открывает простор для экспериментов и интеграции поэзии в театральные постановки, музыкальные клипы и даже компьютерные игры.

Социальные сети для современных поэтов – это не просто способ самовыражения, а инструмент взаимодействия автора с читателями. Через комментарии, прямые эфиры и публикации поэты могут выстраивать доверительные отношения со своей аудиторией, узнавать её предпочтения и реагировать на запросы, что в конечном итоге способствует укреплению их творческого бренда. В настоящее время книжные издания значительно реже используются людьми, так как не подходят под запросы нынешнего поколения, которое ценит интерактивность, динамичность и визуальный формат подачи информации. Онлайн-контент всегда в доступе, им можно наслаждаться в любое время в любом месте, а также удобно делиться с друзьями для обсуждения в моменте, что делает процесс восприятия творчества более живым и социальным.

Культура поэзии с развитием технологий и медиа определенно изменилась. Традиционные формы дополняются цифровыми решениями, что позволяет поэтам создавать мультимедийные проекты и коллаборации с представителями других творческих индустрий. Теперь творчество способно не только находить отклик у аудитории, но и приносить прибыль, становясь частью коммерческих проектов, маркетинговых кампаний и фестивалей современного искусства. Поэзия выходит за привычные рамки и становится частью глобального культурного пространства, отражая дух времени и новые формы коммуникации.
Вера Полозкова

Интернет сделал творчество Веры известным. Начиналось все с блога в «Живом журнале», где она и обрела своих первых поклонников. Теперь ее работы публикуются в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), и можно смело сказать, что она одна из самых популярных современных поэтесс в России. Ее сборники стихотворений ждут более 350 тысяч подписчиков.

Ирина Астахова

Еще одна известная современная российская поэтесса. Популярность к ней пришла неожиданно после публикации стихотворения «Тебя там хоть любят?» на YouTube в далеком 2011 году. Буквально за несколько дней ролик собрал несколько миллионов просмотров. Сейчас на ее счету больше 200 концертов по всей России. В Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) за творчеством поэтессы следят более 400 тысяч подписчиков.

Ольга Сычева

Набирает по несколько сотен тысяч просмотров в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), публикуя небольшие видео, в которых она рассказывает стихотворения под музыку и эстетичный видеоряд.

И таких талантливых людей на просторах Интернета действительно можно отыскать большое количество, поэтому не стоит недооценивать преимущества медиаплощадок, дающих начинающему талантам возможность проявляться и заявлять о себе.